Говорим красиво и правильно. Растем умными и красивыми.

В настоящее время все более актуальной становится проблема неправильного формирования речи у детей. У родителей возникает множество вопросов по этой важной теме. Когда необходимо обратиться к логопеду? Почему ребенок не выговаривает тот или иной звук? Помощь каких специалистов еще необходима для решения данной проблемы?

В своей практике логопеды часто сталкиваются с такими дефектами речи, которых могло бы и не быть, если бы родители вовремя обратились с ребенком к врачу-ортодонту. Однако чаще всего обращаются к этим специалистам в тех случаях, когда уже очевидны неправильный прикус или неровные зубы, т. е практически к школе.

Чтобы ваш ребенок правильно и красиво говорил необходимо гармоничное развитие зубочелюстной системы.

Формирование аномалий в челюстно-лицевой области приводит к нарушению произношения отдельных звуков. Поэтому, родителям важно знать, на что необходимо обратить внимание, чтобы к четырём годам ваш малыш радовал вас своими высказываниями и рассуждениями.

В последнее время уменьшилось количество детей, находящихся на естественном вскармливании, поэтому родителям, чьи дети находятся на искусственном вскармливании, очень важно соблюдать правила кормления:

размер и форма соски должны соответствовать размерам полости рта ребенка; отверстие, через которое выливается молоко, должно быть средних размеров; а также необходимо контролировать положение ребенка во время кормления. Выполнение этого способствует активному росту челюстей, согласованной работе мышц лица и языка.

К 5-6 месяцам организм ребенка готов к употреблению мягкого прикорма, а к 7-8 месяцам и к введению жесткого прикорма, что также способствует активному развитию челюстей, своевременному прорезыванию зубов и переходу от сосания к жеванию.

К 2,5 - 3 годам важно обратить внимание на подвижность языка и сформированность молочного прикуса ребенка. Достаточная подвижность языка определяется следующими факторами: ребенок свободно облизывает губы; цокает кончиком языка, изображая бег лошадки; а кончик языка при высовывании не раздваивается. Причиной нарушения подвижности часто является укороченная подъязычная связка - уздечка. Из-за этого ребенок может нечетко или неправильно произносить звуки «ш-ж» и особенно звук «р», который требует хорошей подвижности языка. Даже, опытный и высококвалифицированный логопед вряд ли устранит эту проблему без помощи хирурга-стоматолога. Помимо проблем формирования правильного звукопроизношения короткая уздечка языка может нарушать рост нижней челюсти, что приведет к формированию неправильного прикуса, а также вызвать нарушение целостности десны в более старшем возрасте, что потребует лечения у пародонтолога. Поэтому не упустите момент посещения врача-ортодонта, который выявит показания к удлинению подъязычного тяжа. Лучше всего это сделать до достижения ребёнком трёх лет.

К трем годам молочный прикус сформирован. Родители должны обратить внимание на количество зубов (в норме их 20); на наличие плотных контактов между зубами; а также на форму и размеры зубов. Важно своевременно лечить зубы, т.к. детский кариес очень коварен. При ранней потере передних зубов формируется вертикальная щель. Это приводит к нарушению произношения звуков. Для коррекции данной проблемы требуется тесное взаимодействие двух специалистов - врача-ортодонта и логопеда. Задача ортодонта заключается в том, чтобы качественно протезировать образовавшийся дефект в зубном ряду. Появление ортодонтического аппарата в полости рта обычно благоприятно сказывается как на дальнейшей работе логопеда, так и на формировании правильного прикуса у ребенка. Не стоит откладывать логопедические занятия до окончания лечения. Еще одни немаловажный момент, на который должны обратить внимание родители, это способ дыхания. Ребенок должен дышать носом, т.к. при прохождении через носовые пути воздух увлажняется, согревается и очищается. Наиболее частыми причинами того, что блокируется носовое дыхание, являются: разрастание аденоидов, искривление перегородки носа и хронические риниты. При затрудненном носовом дыхании ребенок начинает дышать ртом, что приводит к частым респираторным заболеваниям, снижению защитных сил организма, нарушению роста челюстей.

При неправильном речевом дыхании нарушается формирование звуков речи. Гласные, как правило, произносятся нечетко и неясно, согласные появляются позже и с искажениями, речь приобретает носовой оттенок. Все это может негативно повлиять на обучение ребенка чтению и письму. В таких случаях необходима консультация и наблюдение отоларинголога.

У детей с ротовым дыханием нарушается форма твердого неба. Оно становится высоким, что изменяет положение языка во время формирования звука. И здесь нам опять не обойтись без консультации ортодонта. Формирование правильной речи у ребенка происходит совместно с гармоничным развитием зубо-челюстной системы с самого рождения. Наиболее важным периодом являются первые годы жизни, и, в большинстве случаев, при внимательном отношении родителей к своему чаду можно избежать дальнейших проблем и сложностей как в формировании речевой культуры ребенка, так и в формировании красивой улыбки!

Беседу с родителями провели:
Кистанова Ю.А. - детский сад «Акварель», логопед высшей квалификационной категории.
Железная Ю.К. - «Профессорская клиника Железных», врач-ортодонт,
к.м.н. доцент кафедры стоматологии детского возраста НГМА

Журнал «Дети» № 4 (54) май 2008 год