Голос – визитная карточка человека!

Восточная мудрость гласит: «Человек без голоса, что птица без крыльев». Какую роль в жизни человека играет голос?

Часто говорят, что голос - это визитная карточка человека. И это правомерно. По голосу, не видя человека, мы узнаём своих друзей, родственников. По голосу можно определить возраст, пол человека, его настроение, состояние здоровья, эмоциональное состояние. Когда нарушается внутреннее равновесие систем организма (учащение пульса, изменение артериального давления, изменение тонуса мускулатуры, изменение частоты дыхания), а это бывает при стрессе, при простуде (банальный насморк), в момент эмоционального возбуждения, мы замечаем изменения голоса. Интонация, а именно, голосовой рисунок говорит нам о происходящих изменениях. Во всех традиционных культурах развитию голоса придавали огромное значение. Много пели, используя различные голосовые рисунки: радостные, грустные. Развивали дыхание. Известно, что мы живём, говорим и поём благодаря энергии дыхания. Качественное звучание голоса обеспечивается полноценным речевым (фонационным) дыханием.

Нормальный голос должен быть приятным на слух, соответствовать возрасту, полу, быть удобным для слушателя по темпу, ритму и громкости.

Ребёнок овладевает языком, копируя речь взрослых. Слуховые представления о языке формируют все те, кто окружает его в повседневной жизни (родители, воспитатели, учителя, СМИ). Очень важно именно в детском возрасте вырабатывать правильные речевые и голосовые навыки. От того, какого качества будет звуковая среда, окружающая ребёнка, зависит его психофизиологическое и интеллектуальное развитие.

Родители, как правило, чаще обращают внимание на дефектное звукопроизношение и не обращают внимания на голос ребёнка.

Когда можно говорить о нарушении голоса у ребёнка? О нарушении голоса можно говорить тогда, когда ваш сын или дочь говорят очень тихо и их трудно расслышать или, напротив, слишком громко, вызывая неприятные ощущения у тех, кто их слушает. Слишком быстрый или медленный темп речи не удобен для слушателя, затрудняет общение. Голос охриплый, сиплый, с частым придыханием, с выраженным носовым оттенком - нарушенный голос.

По разным причинам у многих детей нарушено физиологическое и речевое дыхание, нарушено звукопроизношение, нарушен индивидуальный тембр голоса. Все перечисленные нарушения могут стать помехой в дальнейшей жизни и серьёзно повлиять на полноценное развитие ребёнка. Тихий, монотонный голос рука об руку идёт с дефицитом внимания, со страхом перед обучением, с повышенным утомлением. Крикливый голос может приводить к образованию узелков на голосовых складках.

Несформированность полноценного речевого дыхания приводит к нарушению темпоритмической и ритмоинтонационной организации устной и письменной речи. У многих современных детей с нарушенным звукопроизношением очень часто, поставленные логопедом звуки, не вводятся в речь по причине некоординированной работы гортани и дыхания. В этом случае необходима совместная работа логопеда и фонопеда. В случае, когда звукопроизношение соответствует норме, но окружающие отмечают дикционную недостаточность у ребёнка, то ребёнку также целесообразно получить консультацию фонопеда. Большое значение в полноценном формировании речи играет развитие эмоционального слуха. Технический прогресс: использование компьютерной техники, постоянное «общение с телевизором» накладывает определённый отпечаток на речь. Язык обедняется, появляется много устойчивых речевых штампов, теряется эмоциональная и интонационная выразительность. Эмоциональный слух позволяет развивать воображение, тоньше понимать смысл прочитанного. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова... и не получило навыков распоряжаться им в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» (К. Д. Ушинский).

Советы родителям:

1. Пойте детям колыбельные песни, они формируют ритм, нормализуют дыхание.
2. Следите за тем как говорите, ребёнок копирует вас.
3. Читайте детям сказки, передавая голосом интонационное богатство языка.
4. Покупая видео и аудио продукцию зарубежного производства выбирайте только профессионально дублированную продукцию.
5. С раннего детства следите за качеством звучания голоса.


Вам советовали:
Логопед высшей квалификационной категории
Кистанова Ю. А., Детский сад «Акварель».
Лого-фонопед высшей квалификационной категории
Областного фониатрического центра при
МУЗ «Городская поликлиника №1» Фетисова О. Г.

Журнал «Дети» № 5 июнь 2008 год