Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Ваш малыш подрос, и уже не далек тот день, когда вы поведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать при расставании с близкими.
В условиях семьи малыш привык к установившемуся распорядку жизни, определенной обстановке, способам общения с ним. У ребенка сложились привчки, выработался свой стиль поведения, отношения с семьей.
Для нас, взрослых людей, перемена обстановки, встреча с новыми людьми - дело привычное, чаще привлекательное. Другое дело - ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт не велик, и любое приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как предполагает разрушение сложившихся ранее связей и быстрое образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.
Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни. Все в детском саду для ребенка непривычно. Его волнует и даже пугает новая обстановка, незнакомые дети, чужие взрослые. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения.
На эти перемены в жизни малыш отвечает реакцией осторожности или даже протеста, становится робким, замкнутым, вялым, плаксивым, упрямым, беспокойным. Таким образом, период адаптации - тяжелое время для малыша, его родителей и персонала детского сада. В среднем, период адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. В период адаптации дети чаще болеют, так как возможен контакт с заболевшим ребенком, а под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные функции организма.
Опыт показывает, что наиболее тяжело и длительно протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, часто болеющих в домашних условиях, а также, у детей, перенсших травму центральной нервной системы во время родов.
Также, определенные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие общаться только с родителями. Замкнутный образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям - причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми, что в последствие осложнит пребывание ребенка в детском саду и уход за ним.
Дети радушных, гостеприимных родителей, дети из многодетных семей, здоровые, физически крепкие дети легко вступают в контакт с другими детьми. Такие малыши деятельны и жизнерадостны. Для адаптации к новым условиям им достаточно нескольких дней.
Итак, общая задача педагогов, врачей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь дошкольного учреждения. Прежде всего, необходимо максиально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. Для этого необходимо упорядочить часы сна, питания, бодрствования, прогулок, а при проведении режимных моментов поощрять и развивать детскую самостоятельность.
Желательно, чтобы родители заранее ознакомились с меню дошкольного учреждения и приучали ребенка к блюдам, включенным в него. Учите детей кушать разнообразную пищу, тщательно жевать, а после еды пользоваться салфеткой.
Говорите с ребенком о предстоящем поступлении в детский сад, как о радостном событии. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детской саду, что его ждут заботливые воспитатели и няни, доброжелательные ровесники, с которыми он сможет играть в разные игра, а также, что в детском саду много игрушек.
Своевременно учите ребенка одеваться, пользоваться носовым платком.
Чтобы развеять свои собственные сомнения и тревогу малыша, предварительно посетите группу. Лучше привести малыша во время прогулки или игр в игровой комнате.
Группы формируются постепенно, поэтому у персонала есть возможность уделить особое внимание новичку. И все же, в первое время оставляйте ребенка в группе не более, чем на 2-3 часа, увеличивая время пребывания постепенно, обязательно учитывая особенности поведения ребенка.
Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесет разлуку с вами.
Ваше вежливое и привеливое отношение с сотрудниками детского сада настроит ребенка на доброжелательное общение с ними.
В заключение, хочется добавить, что единые требования к поведению ребенка, согласованные  с воспитателями детского сада - важнейше условие, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.

Врач-педиатр филиала "Акварель-1" Кисилева Раиса Ивановна