Особенности развития детских эмоций

Дети охотно рассказывают о своих чувствах. Послушаем же, что они нам скажут.

«У меня друзей много в садике, нам вместе интересно играть. Когда я долго их не вижу, тогда я скучаю сильно... Мы расхохочемся и даже ссоримся, а миримся быстро».
«Мне сегодня грустно, и я буду рисовать страну грустных принцесс».
«Я очень радостный становлюсь, когда моя мама смеется»
«Когда папа похож на гром и тучу, у меня живот начинает бояться».
«Ноги сами все прыгают и прыгают, потому что им весело».
«Он у меня машинку отобрал, я тогда как разозлился. Потом опять как помирились и играли вместе, а потом смеялись. Воспитательница сказала: «Тише, пожалуйста, смейтесь»! Мы стали смеяться тихо. Потом опять громко. Громко-то интересно смеяться».

А вот родители чаще всего говорят о своих волнениях переживаниях по поводу эмоционального комфорта их ребенка в коллективе сверстников.

«Она у нас девочка застенчивая, не будут ли ее обижать? Будут ли с ней играть другие дети в группе?»
«Я так переживаю за сына, он у меня тихоня такой. Хочу, чтобы он смог научиться отстаивать свои интересы. В жизни мужчины должны быть сильными».

Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном детстве - одна из самых важнейших тем обсуждения и заинтересованности, как со стороны родителей, так и педагогов.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми (родители, бабушки, дедушки, воспитатели и пр.) А также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Что необходимо знать и учитывать в воспитательно-образовательном пространстве дошкольного детства педагогам и родителям?!

Когда взрослый эмоционально доступен ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет эмоциональный комфорт, хорошее самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха.

Доброе, ласковое, терпимое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания и уважения к личности являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Что же происходит с ребенком, когда взрослый эмоционально недоступен?!

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников.

Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения.

Как себя вести родителям и педагогам с ребенком?!

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен индивидуально, тонко подбирать эмоциональные формы взаимодействия и воздействия. Постепенно формируется своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а холодность, отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Взаимоотношения со сверстниками!

Значимость эмоциональных взаимоотношений со сверстниками для ребенка дошкольного возраста переоценить невозможно, а недооценить опасно!

Так как эмоции и чувства формируются и развиваются в процессе общения (в дошкольном детстве особенно) не столько со взрослыми, сколько со сверстниками. Естественно, что навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. И формирование имеет определенную возрастную динамику развития. Не стоит забывать, что на втором году жизни при приближении сверстника многие дети могут ощущать беспокойство, также могут прервать свои игры и броситься под защиту взрослого. Однако, на третьем году ребенок чаще всего уже достаточно спокойно и с интересом играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны.

Хорошо, если ребенок посещает дошкольное учреждение, он имеет возможность более тесно общаться с другими детьми, и в своем эмоциональном развитии, естественно, получает больший опыт, чем те, кто воспитывается дома.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей - в играх, в развивающих занятиях и пр.

Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.
При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он громко и весело смеется, спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в подобном общении развиваются эмоциональные рисунки поведения. Радость от совместных игр, гнев, притворство, стремление выразить обиду, кокетство, фантазирование и т.п.

Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками у ребенка дошкольного возраста значительно больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости. от нежности и сочувствия до ссор и перемирий.

Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряженностью. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Не только педагогам, но и родителям следует помнить, что при недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка не только эмоционального, но и интеллектуального развития.

Каким может быть язык эмоционального общения ребенка? Удивительно разнообразным, индивидуальным. Если ребенок говорит с улыбкой и интересом. Это не вызывает беспокойств, а если страхи, тревоги, слезы?! Несколько слов о детских слезах.

Существует мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, у малышей до 5 лет продолжительность эмоционального возбуждения относительно невелика, но сила эмоций не уступает, а порой даже превосходит аналогичное состояние у взрослого. Горе ребенка по поводу пропажи любимого котенка (любимой игрушки и т.д.) не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкого человека.

Нельзя вообще не обращать внимания на плач детей. Это может подорвать их доверие к взрослым.

Как ни странно это звучит , прислушайтесь к детскому плачу, вникайте в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы.
Плач и слезы, так же как смех и удивление - язык детского общения, и многое можно понять и узнать об эмоциональной жизни ребенка, если достаточно внимательно слушать язык детских чувств.

А ведь ребенку просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями. И взрослому необходимо рассказывать о своих чувствах ребенку, но, что крайне важно, так это научиться слушать ребенка, не прерывая его своими репликами.

Как помочь ребенку дошкольнику разобраться в увлекательном и сложном мире эмоций и чувств?

1. Предложить ребенку разные способы, помогающие «взять себя в руки».
Дети могут давать выход своим чувствам по-разному - слуховыми, зрительными, физическими, творческими способами и т.д.
Можно предложить ребенку варианты, и пусть он сам выберет наиболее действенный. Часто ребенку требуется, именно, понять охватившее его чувство.
2. Быть последовательным. Помните, что одна ситуация разрешается быстро, а другие требуют времени и терпения. Не теряйте из виду цель, которую вы поставите перед ребенком и перед собой, обязательно отметьте успехи, которых он добился.
3. Важная задача - помочь детям не только осознать свои чувства, но и научиться ими владеть.
4. Развивать словарный запас ребенка. При сильных эмоциях ребенок м.б. подавлен. Один из простейших способов научиться понимать чувство - дать каждому из них словарный ярлычок.
5. Обращать внимание на ваши собственные чувства: «Я расстраиваюсь, если...» «Я удивляюсь, если...»
6. Читать больше книг на тему о чувствах и обсуждать прочитанное совместно с ребенком.
7. Наблюдать за чувствами других детей. «Я думаю, что он сердится потому что... А как ты думаешь, почему он сердится?»
8. Стараться вводить в лексикон ребенка как можно больше родственных слов, обозначающих те или иные чувства ( радостный, заинтересованный, расстроенный, сердитый, огорченный, раздосадованный)
9. Научить детей распознавать разницу между чувствами и поступками. «Злость это чувство, но давать волю рукам это уже поведение, причем недопустимое».
10. Оставлять детям право на проявление чувств (многие люди с детства приучены игнорировать или подавлять свои чувства).

Вы поможете ребенку утвердить право на его чувство, если просто выслушаете его и вместе с ним обдумаете его эмоции. Нужно лишь слушать, но не осуждать, стараться оставаться как бы в стороне. Помнить, что чувства ребенка принадлежат только ему. Обсуждая с ребенком его чувства, не пытайтесь решить проблему за него. Ваше объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним.

В заключении скажем, что развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Взрослым необходимо стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования эмоциональной палитры чувств дошкольника.

 

Елена Николаевна Коврижкина
психолог НОУ Детский сад «Акварель»,
преподаватель НГУ.
Журнал «Дети» №3 апрель 2008 год