А есть ли выбор

(Размышления о современных реалиях образовательного пространства дошкольного детства.)

Волнующееся разноголосье родителей, бабушек, дедушек о воспитании и образовании детей - это то, с чем встречаешься каждодневно.

«Сколько негосударственных детских садов! И это очень хорошо! А как же выбрать лучший? Мы с мужем решили, что наш ребенок будет ходить в детский сад, где будут бережно, внимательно и грамотно развивать растущую личность нашего сына».
«Только государственный сад, это проверено временем и понятно! А что это за частные сады, чему там могут научить?»
«То, что мы имеем возможность в современной России рассматривать разные варианты воспитания и образования своих детей и внуков, имеем возможность выбора среди множества как негосударственных, так и государственных дошкольных учреждений, разве же это не является одним из главных достижений в образовании дня сегодняшнего?»
«Мир разноцветный, разнообразный, а к детям подходить ко всем одинаково? Это загубило многих талантливых детей! Когда есть выбор для будущего ребенка, по-моему, это прекрасно!»

А, действительно, если выбирать, то как?

Именно в последнее десятилетие в России на дошкольное обучение обращено пристальное внимание. Дошкольное детство становится первой, основополагающей, важнейшей ступенью ребенка в образовательном пространстве жизни. Для того, чтобы эта первая ступенька была максимально эффективной, в плане развития ребенка, чтобы его восхождение в понимании, в познании себя и мира сопровождалось профессионально, с учетом всех особенностей индивидуального развития нужно выбирать, кто и как, и в каком воспитательно-образовательном пространстве будет вести вашего малыша.

Некоторые гиперактивные родители стараются так загрузить ребенка, разносторонне его развивая, что не успел малыш родиться, уже «учится» считать, читать, иностранному языку. Нагрузить всевозможными занятиями в период дошкольного детства - музыкой, танцами, живописью, подготовкой к школе, спортивными занятиями, иностранными языками и всего не перечесть. Возможности в предоставлении услуг по развитию дошкольников представлены широко. А каковы возможности самого ребенка? Насколько необходимы, адекватны и грамотно выстроены нагрузки на растущий организм?. Каков результат после такого нещадного «перекармливания» образованием может быть, страшно даже подумать!

Сколько представлено на рынке воспитательно образовательных услуг для дошкольников возможностей. Государственные ДОУ развивающего, комбинированного, специализированного вида, центры развития ребенка, центры дополнительного образования, авторские образовательные детские учреждения , детские сады домашнего типа, негосударственные детские сады. Всего не перечесть, без конца появляется что-то новое. Выбор огромен до головокружения. Чем больше возможностей для выбора, тем больше и обсуждений, тревог, ожиданий, требований.

Самая эмоциональная, заинтересованная, серьезно обсуждаемая тема среди родителей малышей. Ребенку еще, например, 2 месяца, а родители уже интересуются образовательным пространством дошкольного детства, волнуются, где и как можно лучше смогут подготовить их детей и к школе, и к жизни. Высказывают свои ожидания, сомнения, тревоги. «То, что сейчас есть негосударственные детские сады - это здорово! Я всегда мечтала о том, чтобы мои дети посещали частный детский сад!» «У меня больше доверия к негосударственному детскому саду, мы с мужем долго выбирали для своего сына детский сад, познакомились со многими учреждениями и остановились на частной структуре. Ничуть не жалеем, видим внимательное, искреннее отношение к нашему ребенку. И понимаем, что его и видят и слышат, он, наш малыш, не теряется от равнодушия и безучастности взрослых!» «Ну, о каком воспитании и образовании можно говорить, если в группе 30 детей?! Какое качество мы получаем?!» «Нет, а мы считаем, что государственные сады имеют больше опыта в образовании детей, а в частном все непонятно. Мы ходили в обычный садик и ничего, выжили, выучились!» «Трудно принять решение какой сад выбрать, по каким критериям выбирать, чтобы быть спокойным за детей. Такие требования сейчас к поступлению в школу!» «Да! Дети не становятся здоровее, а учебные нагрузки уже в детском саду испытывают и какие!»

Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовании или учебно-дисциплинарный подход, какой их этих подходов может реально осуществляться, реализовываться в современных условиях на базе негосударственных и государственных ДОУ?

В современных условиях существования государственных дошкольных учреждений, к сожалению многих заведующих, методистов, педагогов желание и готовность работать в личностно-ориентированном подходе образовательного пространства не соответствует ситуации не только с профессиональными кадрами, но и с наполнением групп. Наличие в группе 25 детей и выше, о каком личностно-ориентированном подходе можно говорить? Можно только мечтать! Количество детей в группе говорит о качестве подхода к ребенку.

Тогда как одной из основных задач развития личности ребенка является развитие его способностей в различных областях знания и деятельности, создание таких условий, которые бы обеспечивали каждому ребенку, посещающему дошкольное учреждение, возможность максимально комфортного и полноценного проживание каждого этапа жизни. Дети с особенностями психофизического развития, (гиперактивные, застенчивые, тревожные, аутичные и пр.) которым требуется особый подход, для того чтобы грамотно профессионально помочь ребенку приобрести навыки коммуникации, чтобы социализация ребенка проходила в соответствии с его особенностями и возможностями, для этого в негосударственных ДОУ есть реально существующие возможности.

А вот какую информацию необходимо иметь родителям о том учреждении, с которым они собираются не просто сотрудничать, а будут являться полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса? Об этом стоит говорить серьезно, и подойти к вопросу с полной ответственностью и пониманием.
Выбираем! Спрашиваем!
1.Как долго существует дошкольное учреждение?
2. По каким программам работает?
3. Какие образовательные ресурсы имеет дошкольное учреждение?
4. Какие образовательные услуги может дать реально?
5.Какие качественные результаты у выпускников ДОУ?
6. Как осуществляется преемственность дошкольного и школьного образования?
7. С какими школами сотрудничает?
8. В какие школы города поступают дети?
9.Какие специалисты работают?
10.Насколько соблюдены санитарные нормы по нагрузке на каждый возрастной период?
11.Как представлена в учреждении оздоровительно-профилактическая часть? Сколько детей в группах?

Это тот минимум, который мы родители должны знать «на входе» в воспитательно-образовательное пространство ДОУ.
Главное знать, что выбор есть! Осуществим его правильно!

Коврижкина Е. Н.
Психолог детского сада
«Акварель»; преподаватель НГУ