Психолог в детском саду

Нелегко найти родителей, которые бы никогда не сталкивались с трудностями в воспитании своего малыша. И бывает очень сложно, в такие моменты, отодвинуть в сторону все свои требования, ожидания и увидеть, что происходит в душе ребёнка.

Ведь своим нежелательным поведением (капризы, эмоциональные вспышки, пугливость, замкнутость и т.д.) ребёнок сообщает нам, взрослым, о своих внутренних проблемах.

Спрашивая ребёнка, почему он так себя ведёт, взрослый, вряд ли получит вразумительный ответ. Ребёнок будет защищаться, либо не сможет ничего объяснить, потому что сам не знает ответа на этот вопрос. И задача родителей, в этот момент, дать ребёнку почувствовать, что его любят такого, какой он есть - грязненького, драчливенького, непослушненького... Необходимо демонстрировать ему свою безусловную любовь, т.е. любовь не за что-то или при определенных условиях, а несмотря ни на что и ни на какие условия. А найти и объяснить причины детских неудач, поступков и особенностей поведения поможет детский психолог.

По запросу родителей психолог проведёт диагностику психологического состояния и отследит поведение ребёнка в группе детского сада (как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, какой фон настроения преобладает и пр.). После чего разработает рекомендации для родителей и, при необходимости, проведёт коррекционные занятия с ребёнком.

Для того, что бы воздействовать на ребёнка и помочь ему справиться с возникшими трудностями, родителям необходимо знать и теоретические основы особенностей развития детей. В помощь родителям психолог проводит тематические встречи, на которых освещает материал по актуальным темам: детские страхи, агрессия, адаптация в детском саду и т.д. и отвечает на «горячие» вопросы. Так же здесь родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребёнка.

В дополнение к этому, психолог, по запросу родителей, проводит диагностику индивидуальных особенностей ребёнка (уровень развития памяти, внимания, мышления и т.д.). По результатам диагностики психолог составляет психолого-педагогическую характеристику, разрабатывает рекомендации, содержащие конкретные занятия и упражнения, направленные на развитие психической и познавательной сферы ребёнка.

Отдельный вид диагностики, которую проводит психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Проанализировав результаты диагностики, проведённой в начале и в конце учебного года, психолог подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание, что бы лучше подготовить ребёнка к школе. Ведь порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. А если все было в норме, но в первом классе у него вдруг возникнут проблемы, то на основании диагностической карты психолога учитель найдёт к ребенку подход и решит проблемы маленького ученика.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы сделать жизнь ребенка удобной, комфортной, с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, испытывающего какие-либо трудности, чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы. Труд психолога малышу и родителям, поверьте, необходим.

Нам, взрослым, надо помнить, что не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно!


Психолог НОУ ДЦ «Акварель»
Ольга Сергеевна Неупокоева