Детская ложь-2

2. Как обучаются обману. Мотивы лжи.

Итак, кто же учит детей лгать? И главное – кто учит их лгать так правдоподобно и искусно?

Как бы грустно это ни звучало, первый опыт обмана дети приобретают у родителей. Как бы честен и искренен не был родитель, ребенок все равно увидит обман. Это происходит просто в силу категоричности мышления и не умения видеть оттенки. Папа сказал «сейчас», а сам заставил ждать целый час? Обман! Мама сказала тете Оле, что рада ее видеть, а сама вчера жаловалась папе, что «житья от нее нет»? Обманула!

Если родители сами склонны только к белой лжи, да и ту стараются при ребенке не использовать, все хорошо, малыш вряд ли будет стремиться обманывать всех и вся. Однако если вы замечаете, что ребенок 3-4 лет много врет (именно врет, не фантазирует) следует последить за собой – не многовато ли неправды в семье?

Так ребенок привыкает к тому, что ложь есть вокруг него. И ему остается сделать лишь небольшой шаг к тому, чтобы понять – если могут они, могу и я.

Иногда родители маленького ребенка могут сами провоцировать обман. Вот достаточно часто встречающаяся беседа, малыш что-то натворил, мама спрашивает:
- почему ты это сделал?

Ребенок молчит или плачет. Он еще слишком мал, чтобы понимать, а уж тем более объяснять мотивы и причины своих поступков, мама настаивает:
- нет, объясни мне, почему? Зачем? Наверное, ты хотел поломать, потому что тебе скучно было?

Ребенок кивает, он говорит то, что хочет мама и одновременно лжет ей. И он теперь знает, что отвечать на ее очередное, слишком раннее для него, «почему».

Ребенок подрастает, и постепенно понимает, что ложь можно использовать себе на пользу. Если родители обманывают часто, он умеет делать это легче и лучше, если редко, тогда похуже…

Давайте рассмотрим, какие уроки извлекают дети из своей лжи, и, что самое важное, из реакции родителей на обман:

Пятилетний Витя съел конфеты свои и своего брата и спрятал фантики под стул. Родители после серии допросов и обысков фантики нашли, наказали Витю лишением сладостей, стоянием в углу и длительной лекцией на тему «Обманывать плохо». Какие выводы сделает мальчик?

Вывод первый: брата любят все-таки больше.

Вывод второй: фантики надо было спрятать получше.

Согласитесь, родители Вити хотели совсем другого.

Длительные изощренные допросы учат детей врать искуснее, выкручиваться дольше.  Чем «наивнее» родитель, тем меньше «тренировки» обмана получает ребенок. Нетерпимость родителей к любой лжи так же учит детей врать тоньше, ведь если ребенок или подросток понимает что за обман «родители убьют», он будет стоять на своей версии до последнего. Никто не хочет быть «убитым» родителем.

Жесткое, жестокое  наказание за обман позволяет ребенку не испытывать чувства вины, своей болью или унижением он внутри себя искупает поступок и больше никогда не задумывается, хорошо он сделал или плохо. Возможно, он не повторит больше того, за что был наказан, но внутреннего ощущения правилен поступок или нет, он тоже не достигнет. Кроме того, унизительное для ребенка  наказание надолго подрывает теплоту отношений между родителями и детьми

Ребенок лжет, когда страх сказать правду слишком высок, однако постепенно, не без помощи окружающих, наращивая навык, приучаясь следить за мимикой, жестами, голосом он может стать профессиональным лжецом, не испытывающим неудобств при обмане.

Давайте рассмотрим особенности и мотивы обмана, которые соответствуют возрасту и стадии развития личности ребенка, что встречается часто и является нормальным и естественным.

Ребенок до 4 лет обманывает, подражая родителям, у него пока нет понимания того, чем грозит ложь, и, при определенном родительском примере обман может показаться удобным способом избежать наказания или получить награду.

В возрасте 5-6 лет для ребенка важными становятся критерии справедливости. Он уже знает, что ложь может причинять вред, но использует ее, если считает это справедливым.
«Родители купили брату игрушку, а мне нет, тогда я совру, что это он разбил вазу, пусть его накажут, это справедливо»
В такой ситуации доказывать ребенку, что он поступает нехорошо – бессмысленно. Большую пользу принесет опосредованное воздействие на ребенка. Можно подобрать сказку с похожей ситуацией, или придумать свою историю, а, прочитав, порассуждать с ребенком «А если бы Зайка так обманул, а Белочку наругали?». Такой способ не вызовет у ребенка обиды и бурных протестов, и позволит родителям мягко донести свою мысль.

В школьном возрасте, ребенок стремится приукрасить свои достоинства или выдумать их. Он придумывает истории, в которых играет заметную роль, привлекая, таким образом, внимание к себе, постепенно это проходит.
«Мне папа покупает все, что я захочу, вчера купил мне такую игрушку крутую, только ее в школу нельзя приносить, она очень дорогая…»

В подростковом возрасте появляется умение встать на позицию другого человека, оценить правдоподобность лжи, это позволяет ребенку построить и скорректировать свое поведение и, соответственно позволяет ему обманывать более эффективно.
Кроме того, происходит и смена личностных установок, что тоже облегчает ложь. Социальные нормы, которые казались раньше непререкаемыми, подростком воспринимаются как весьма относительные. Даже дети,  продолжающие дорожить мнением родителей, чувствуют себя вправе и нуждаются в том, чтобы пожить своей собственной жизнью, и ради этого порой прибегают ко лжи.

В следующей части мы посмотрим, как понять, что ребенок лжет и как снизить количество обмана.

Психолог Негосударственного Детского сада «Акварель»
                                                                              Бочкарёва Екатерина Николаевна