Как правильно читать малышу

                     Читать малышу нужно практически с самого рождения. Когда малыш начнет держать головку, можно класть его на животик и показывать книжку с крупными картинками, сопровождая чтением стишков или пением потешек. В возрасте 2-3 месяцев младенец уже может воспринимать цвета: черный и белый. Дети воспринимают ритм, интонацию, мелодику маминого голоса.

                      Когда малышу исполняется 6-8 месяцев, он начинает активно двигаться, ползать, в этот период читать ему книжки становится достаточно сложно или практически невозможно. Скорее всего, все ваши попытки почитать малышу книжку с показом красочных картинок будут заканчиваться неудачей. Но это не означает, что малышу это неинтересно - напротив, даже очень! Именно поэтому он каждый раз при виде раскрытой книги старается изловчиться и выдрать картинку, чтобы попробовать ее на вкус, смять страницу. В этом возрасте ребенок познает мир «через рот» - а как же без этого! Постарайтесь приобретать  книги с толстыми ламинированными страницами. Их удобно держать и можно отдать в руки малышу без страха, что книга будет "«съедена», разорвана, помята и совсем испорчена. А главное, он учится самостоятельно перелистывать страницы книжки, а заодно и развивает мелкую моторику.

              А еще больше порадует малышей самодельный домашний фотоальбом. Напечатайте крупным планом дубли фотографий самых дорогих ребенку людей и вставьте их в крепкий альбомчик. Тут могут быть фотографии не только людей, но и любимых питомцев, машины, коляски, кроватки - словом, все те предметы, которые малышу хорошо знакомы.

               Вообще, ребенок до 1-2-х лет воспринимает книжку как игрушку, и поэтому в ней самое главное - красочность, яркость иллюстраций, их крупный размер. Что касается текста под картинкой, будет вполне достаточно пары строчек на страницу, если это сказка, и четверостишия, если стихи.

               В 2 года чтение должно носить обязательный характер. Именно в этом возрасте (как считают многие ученые) у ребенка формируется культура чтения. В этом возрасте малышам по-прежнему нужны книжки с картинками и небольшими текстами. Это могут быть стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Д. Хармса, коротенькие рассказы В.Сутеева «Сказки в картинках», сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой». Большую радость малышу доставит пальчиковый театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажей сказки.
              Многие молодые родители сейчас увлекаются видео- и аудиосказками. Конечно, они важны всем, в том числе и взрослым: воспроизведенные в художественных образах мастерами слова, кино и театра эти сказки сильно действуют на воображение детей и многому их учат. Но всё же ребенок тут лишь зритель. А вот читает мама сказку вслух или папа что-то рассказывает, и тут же раздается то смех, то вопрос, то реплика. Особенно понравившиеся места можно перечитывать много раз, малыш сам будет просить вас об этом. Теплота этих минут остаются с человеком на всю жизнь. И даже если сказка, рассказ совсем простые, важно, что они рассказаны родным человеком, родным голосом. Это живое общение с ребенком, которое не может заменить никакое техническое.

         Рекомендации, на которые надо обратить внимания, читая детям.

1. Перед тем, как начать ребенку читать книгу, обязательно выключите телевизор, магнитофон и другие источники зрительного и слухового раздражения.

2. Не заставляйте ребенка долго ждать, отложите свои дела и пообщаетесь со своим маленьким слушателем.

3. Ребенка нужно посадить так, чтобы он мог хорошо видеть Ваше лицо и следить за мимикой, артикуляцией.

4. Для чтения важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно использовать время перед сном (дневным или ночным). Не думайте, что чтение в постели  балует малыша. Эти минуты принесут крохе не меньше пользы, чем сам сон.

5. Читайте ребенку по несколько раз, а после задавайте ему вопросы о прочитанном. Все это не только развивает речь, но и формирует образное мышление, развивает память и внимание. Если малыш просит почитать многократно одну и ту же сказку, стишок, то сделайте это с удовольствием. Повторение знакомого произведения дает малышу ощущение стабильности.

6. Отвечайте только на вопросы, которые по ходу чтения задает сам малыш.

7. Читайте обязательно с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.

8. Если ребенок не очень любит слушать чтение или быстро теряет интерес к книге, то упрощайте текст, делайте выразительные паузы, остановки на самом интересном моменте. Можно читать маленькими отрывками, насколько хватает внимания малыша.

9. Обязательно показывайте иллюстрации.

10. Ели ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки.

11. Не забудьте похвалить маленького слушателя.

12. При покупке книг для малыша стоит обращать внимание на качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и засунуть в рот.

13. Детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Прочтите сами несколько страничек. Соотнесите содержание книги с возрастными возможностями своего ребенка.

14. Желательно иметь книги «для кухни». Пока Вы готовите обед, ребенок может рассматривать иллюстрации. Чтение можно использовать во время кормления (особенно, если ребенок плохо ест). Также хорошо иметь «книги для ванны», «для транспорта», «для поликлиники».

              Очень важно как можно раньше приобщить ребенка к книге, читать необходимо каждый день. Желание и стойкий интерес к чтению формируется в семье ребенка, это потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. И - читайте сами. Малыш должен видеть маму и папу с книгой в руках!

                                                         Желаем успехов!

Материал подготовила

учитель-логопед 1 к.к. ЧДОУ ДС «Акварель»

                                                                                                       Дрожжина О.В.