Зачем логопед задает домашнее задание?

            Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.

           Регулярное выполнение домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного материала на логопедических занятиях, обеспечивает ребенку возможность использовать полученные знания, умения и навыки в обычной жизни.

          Домашнее задание ребенок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным контролем взрослого. Желательно, чтобы с ребенком занимался постоянно один из родителей – это  позволяет ребенку и взрослому придерживаться единого настроя и требований к выполнению задания.

         Выполнение дома определенных видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребенка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

        Задания включают в себя основные разделы (комплекс заданий подбирается логопедом индивидуально для каждого ребенка с учетом речевого заключения, степени выраженности речевого нарушения, динамики преодоления нарушения и т.д.):

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для постановки звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию звука (правильное произношение поставленного звука в слоге, слове, фразовой и самостоятельной речи ребенка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно до 3-5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом для зрительного контроля. Необходимо добиваться четкого, плавного, точного выполнения артикуляционных движений;

-задания на развитие фонематического восприятия и развитие основ звуко-слогового анализа и синтеза, включающие работу на повторение ритмических слоговых цепочек с автоматизируемым звуком, выделение звука из потока других, определение позиции заданного звука (начало, середина, конец слова), дифференциация оппозиционных звуков и т.д.;

-лексико-грамматические задания направлены на обогащение пассивного и активного словаря ребенка, на развитие коммуникативной функции. Задания включают  в себя упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;

- задания для развития связной речи включают в себя построение простых и сложных распространенных предложений с предлогами и без (по схеме): этот рассказы-описания по плану и схеме, по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки, использование мнемотаблиц; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребенка стихов;

-задания для развития мелкой моторики и графических навыков: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезание и наклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов;

-задания на закрепление навыков грамоты и письма: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объема текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением задания ребенком дома:

- домашнее задание в индивидуальную тетрадь записывает логопед;

-задание выполняется по частям, не в один прием (по 10-15 мин. работы);

- не рекомендуется выполнять задание перед сном, большую пользу принесет выполнение задания небольшими частями в будние дни в вечернее время, в дневные часы в выходные дни;

-графические задания ребенок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и т.п.), но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь является положительным моментом педагогического и коррекционного воздействия;

-артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день;

-после выполнения задания тетрадь возвращается в детский сад.

             Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями групп и родителями, общей целью которых является:

*успешная коррекция речи ребенка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе;

*выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений;

*воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

 Рекомендации по организации занятий с ребенком дома:

  1. Заниматься с ребенком ежедневно.
  2. Занятия проводить в спокойной, доброжелательной обстановке. Общение с ребенком должно носить занимательный, ни в коем случае не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
  3. Время проведения занятий – 10-15 минут. Они не должны вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  4. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды заданий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствие отвлекающих факторов.
  5. Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать.
  6. Все задания (кроме графических) выполняются устно.
  7. Графические задания ребенок выполняет самостоятельно, под обязательным наблюдением взрослого.
  8. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению задания. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  9. Использовать разнообразные формы и методы проведения занятий, например, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения.
  10.  И, конечно, хвалить ребенка за каждое, даже небольшое достижение, пусть это маленький, но шажок вперед к дальнейшим большим успехам!

Желаем успехов!

Материал подготовила учитель-логопед 1 к.к. ЧДОУ ДС «Акварель» Дрожжина О.В.