Интервью для журнала "Акварель" на тему ТРИЗ-педагогики

Принципы ТРИЗ-технологии заинтересовали руководство "Акварели" с 2012 года, как наиболее соответствующие нашему творческому подходу к дошкольному образованию. Поэтому семинар "Методы ОТСМ-ТРИЗ как средство реализации проекта ФГОС по дошкольному образованию", который состоялся на базе НОУ "Акварель" в ноябре 2013 года стал важным событием как для нашего детского сада в целом, так и для меня лично. Куратор журнала "Акварель" Елена Валерьевна Климова взяла интервью у сотрудников, прошедших обучение на семинаре, в их числе была и я.

Е.В.:
- Наталья Владимировна, чем полезна ТРИЗ-технологии именно для вас, как для воспитателя детей трех-четырехлетнего возраста?
Н.В.:
- Во-первых, тем, что ее основой является исключительно индивидуальный подход к каждому ребенку. Методы ТРИЗ позволяют выявить личностные особенности детей и, уже на их основе, выстроить методику их развития. Во-вторых, мне очень нравится отсутствие стандартов, которые часто насаждаются педагогами, без учета психологических особенностей детей.
Е.В.:
- В чем вы видите главный плюс ТРИЗ-технологии?
Н.В.:
- Думаю, главное ее достоинство - это реальная эффективность. Предоставляя ребенку свободу творчества, лишь направляя ее к определенной цели, можно получить совершенно неожиданные и поистине удивительные проявления его способностей.
Е.В.:
- Какая часть вашей работы кажется вам наиболее интересной?
Н.В.:
- Мне очень нравится наблюдать, как мои малыши, благодаря новой методике, становятся более самостоятельными - принимают собственные решения, пытаются справиться с неожиданными ситуациями. Именно в такие моменты я получаю наибольшее удовлетворение от своей профессии.
Е.В.:
- Как вы понимаете главную цель ТРИЗ-технологии?
Н.В.:
- Главная цель четко сформулирована в пособиях, а именно: "развитие у ребенка сильного мышления на основе целостного восприятия мира, умение работать с мыслительными моделями". Не думаю, что смогу сформулировать эти цели лучше, я просто применяю эту технологию в своей работе и радуюсь результатам.
Е.В.:
- Насколько часто вам приходится применять методы, предлагаемые ТРИЗ-технологией?
Н.В.:
- Знаете, наверное, постепенно эти методы становятся и моими личными убеждениями, меняют мое собственное мышление... В силу этого, скорее всего, я не "применяю методы" в привычном понимании, я просто так ПРОЖИВАЮ свой рабочий день со своими малышами!
Е.В.:
- И последний вопрос, Наталья Владимировна. Как вы думаете, если бы в вашем детстве применялась подобная техология, вам бы помогло это во взрослой жизни?
Н.В.:
- Скажу вам честно - думаю, главное при воспитании детей - это любовь. И только в сочетании с ней любые передовые методики обретают смысл и дают результат. Конечно, если бы в свое время, мои воспитатели владели подобными технологиями, впоследствии мне было бы проще и в учебе, и в работе, так как я бы могла более широко и систематизированно воспринимать любую информацию.