ТРИЗ-педагогика

Образовательная технология ТРИЗ-ОТСМ
Частный детский сад "Акварель" успешно практикует технологию ТРИЗ-ОТСМ в своей образовательной деятельности. Аббревиатура "ТРИЗ-ОТСМ" расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач" и "Общая теория сильного мышления".
В чем особенность ТРИЗ-педагогики, и почему именно ее методы мы считаем самыми оптимальными и эффективными?

Интересные факты из истории ТРИЗ
 ТРИЗ-педагогика является основой для развития у детей творческого мышления и креативного подхода к решению жизненных задач при помощи четко систематизированных методов. Это вполне закономерно, так как ее основателем и идейным вдохновителем является изобретатель и писатель-фантаст в одном лице - Генрих Саулович Альтшуллер.

altshuller  "Человек рожден быть свободным,
рожден иметь собственное мнение,
и не к лицу человеку становиться рабом,
пусть даже и хорошо оплачиваемым."
Г.С. Альтшуллер

Впервые технология ТРИЗ была применена на практике в 60-х годах XX столетия в кружках технического творчества, где школьники учились сначала придумывать новые еще несуществующие модели самолетов, машин, кораблей, а потом создавать их своими руками на основе классических образцов. Так как созданные детьми модели успешно участвовали в различных выставках и конкурсах и даже получали патенты, именно тогда был поставлен под сомнение привычный стереотип, утверждающий, что творческие способности - это врожденный талант избранных.
Уже в то время появились педагоги-энтузиасты, считающие, что творческому процессу можно научить абсолютно любого человека, тем более ребенка. ТРИЗ-педагогика стала активно применяться в школьном образовании, а вот в дошкольном появилась не сразу и, можно сказать, "по ошибке", которая стала счастливой случайностью.

Группа преподавателей ТРИЗ готовилась к очередному показательному занятию с младшими школьниками, но, благодаря чьей-то недоработке, к ним были привезены дети из подготовительной группы детского сада. Занятие прошло вполне успешно, что и положило начало разработке новых методик ТРИЗ-технологии для дошкольников.

В наше время ТРИЗ-технология активно внедряется в передовые дошкольные образовательные учреждения, открывая новые творческие горизонты как для детей, так и для педагогов.

Основные принципы ТРИЗ-педагогики
Основными постулатами ТРИЗ-педагогики можно назвать следующие цитаты от ее основателя:

"Средство работы с детьми – педагогический поиск"
"Занятие - не форма, а поиск истины"
"Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению"

topic3notesimage1_200     1120_200   

Согласно технологии ТРИЗ, преподаватель становится участником образовательного процесса, а не его руководителем, он не просто преподносит ребенку определенное количество информации, не "снабжает" его запасом готовых знаний и навыков, а помогает развивающейся личности проявиться в творческом поиске ответов на любые вопросы, решении поставленных задач.
Изначально Г.С. Альтшуллер настаивал на "природообразности" разработанной им педагогической методики, утверждая, что любой творческий процесс имеет четкий алгоритм последовательных действий, который согласутеся с природными закономерностями мозговой деятельности.

Задача ТРИЗ - научить детей работать с этими алгоритмами в любой области. Таким образом дети обучаются применять систематизированный подход к исследованию окружающего мира и направлять свою творческую энергию на получение конкретного результата.

do-3-4_200   do-3-5_200   do-3-7_200

Что ТРИЗ-педагогика дает нашим детям?
"Природообразность" технологии выражается также в поэтапном внедрении ее в образовательный процесс, согласно базовой теории возрастной психологии.
На первом этапе дети в возрасте 2-3 лет исследуют предметы окружающего мира с целью осознать их значение, многофункциональность, а также "двойственность", то есть найти их положительные и отрицательные качества.
На втором этапе дети, по возрасту относящиеся к средней группе, получают навыки целенаправленного фантазирования, придумывания нового и разрешения противоречий.
Третий этап рассчитан на 4-5-летних детей, уже имеющих опыт работы с ТРИЗ-инструмантерием, на основе которого они учатся придумывать сказки и сказочных героев, наделять привычные предметы необычными свойствами и, что самое главное, моделировать противоречивые ситуации и их нестандартные разрешения.
И, наконец, четвертый этап обучения дошкольников - это навык находить выход из любой сложной ситуации с помощью комбинирования разных систем поиска ответов на поставленные вопросы и вариантов развития событий.

a-4-triz-8_200   otkr-zan-1-5_200   muz-1-10_200

Педагоги ЧДС "Акварель" прошли обучение основам ТРИЗ-педагогики, а также регулярно повышают свой профессиональный уровень, посещая  семинары и тематические курсы. Благодаря активному применению ТРИЗ-ОТСМ в ежедневной практической образовательной деятельности наши дети получают полноценное развитие как творческого, так и логического мышления.

triz-2_200   triz-3_200   triz-22_200

Мы уверены, что именно такой подход к воспитанию детей - залог их успешного будущего и высокого качества жизни независимо от условий, в которых они окажутся, став самостоятельными взрослыми людьми!

08.01.2014. МАСТЕР-КЛАСС "Технологические основы оригами для детей дошкольного возраста".Мастер-класс проводила кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики дошкольного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Г. А. Соколова. (Подробнее...)

18-20.11.2014. РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР для работников дошкольного образования "Методы ОТСМ-ТРИЗ как средство реализации проекта ФГОС по дошкольному образованию". Семинар проводила кандидат психологических наук, научный руководитель общественной организации "Волга-ТРИЗ" Т. А. Сидорчук.  (Подробнее...)

30.08.2013. СЕМИНАР со ст.преподавателем кафедры теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО Л.А. Плевако (Подробнее...)