Частные ДОУ
Психологические обоснования актуальности, эффективности и значимости частных дошкольных учреждений в современном воспитательно-образовательном пространстве России
Негосударственная система образования как социальный институт занимает свою нишу в современном российском обществе. Это касается всех уровней воспитательно-образовательного пространства: высшая школа, школьное и дошкольное образование.
Мировой опыт и частичная адаптация российского высшего, школьного и дошкольного образования к функционированию в новых условиях рыночной экономики свидетельствуют о том, что создание рынка образовательных услуг неизбежно и, более того, востребовано современным социумом.
Современное воспитательно-образовательное пространство России претерпевает радикальные изменения. Наряду с государственными ВУЗами, школами, детскими садами, востребованными на рынке воспитательно-образовательных услуг, не менее востребованы и негосударственные ВУЗы, школы, детские сады.
В настоящее время, в большей степени, это касается пространства дошкольного обучения, частных детских садов.
В чем же причина востребованности и значимости частного дошкольного образования в современном социуме?
Чьи интересы в первую очередь представлены на рынке услуг дошкольного обучения?
Вне сомнения, в первую очередь это интересы детей и их родителей, а также педагогов, воспитателей и всех специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста. Мы рассмотрим несколько позиций заинтересованности каждого из участников психолого-педагогического процесса, а именно, родителей - детей - педагогов.
- Во-первых, родители, которые заинтересованы в качественном, здоровьесберегающем, индивидуально-личностном подходе к своему ребенку, которые мыслят стратегически, думая о будущем своих детей.
- Во-вторых, родители, которые достаточно образованы и понимают, что значимость дошкольного детства в жизни каждого из нас недооценивать нельзя. То, что будет заложено в ребенка социумом в период дошкольного обучения, позволит растущему человеку быть более адаптивным, эффективным, успешным, психологически устойчивым в будущей жизни.
- В-третьих, дети, которые чувствуют себя психологически комфортно и развиваются более гармонично в тех условиях организованного дошкольного образовательного пространства, которые обеспечивают удовлетворение всех базовых потребностей дошкольного возраста. А именно, потребности в безопасности, в любви, в уважении, в коммуникации, в интеллектуализации, в эстетике, и все эти базовые психологические потребности личности ребенка удовлетворяются посредством ведущей деятельности дошкольника в игре.
- В-четвертых, дети, особенности психофизического развития которых требуют более бережного, внимательного отношения со стороны воспитателей. А именно, дети с ослабленной иммунной системой, требующие дополнительного индивидуального подхода в воспитании и образовании.
- В-пятых, педагоги, имеющие возможность работать творчески, видеть результаты своей работы в профессиональном взаимодействии с каждым ребенком в группе.
Не секрет, что количество детей в группах в государственном дошкольном учреждении часто превышает все допустимые и недопустимые нормы. О какой личностно-ориентированной модели воспитания и образования можно мечтать педагогу или воспитателю, когда в группе 28 - 30 - 35 детей? О каком психологически здоровом климате в группе можно говорить, находясь в подобных условиях пребывании? Счастье, если удается на протяжении рабочего дня соблюдать правила охраны и здоровья жизнедеятельности воспитанников. А что касается качества воспитательно-образовательного пространства об этом многим остается лишь мечтать.
Что может предложить частный детский сад родителям и детям?
- Во-первых, количество детей в группах - 15 детей. При такой психологически комфортной и здоровой ситуации индивидуальный подход к ребенку в дошкольном учреждении не только возможен, но и имеет место быть.
- Во-вторых, все воспитатели и педагоги имеют педагогическое образование. Как правило, работодатели государственных дошкольных учреждений, как это ни печально, вынуждены часто принимать на работу воспитателями людей без специального педагогического образования. Частное дошкольное учреждение гарантирует родителям и детям качественное воспитание и образование.
- В-третьих, частный детский сад в своих стенах имеет возможность заниматься образованием и воспитанием детей, привлекая всех специалистов, участие которых необходимо в полноценном, психологически обоснованном, педагогически качественном, разностороннем развитии личности каждого ребенка. Это работа психолога, и логопеда, массаж, лечебная физкультура, спелеопещера, витаминизация, профилактические медицинские мероприятия, консультации врачей высшей категории. Иностранный язык, хореография, гимнастика, живопись, музыка, подготовка к школе. Это тот далеко не полный список услуг, который может предложить негосударственный детский сад. В этом случае родителям не приходиться «добирать» что-либо в структуре дополнительного образования, как-то: центры раннего развития, подготовка к школе, танцы, иностранный язык и пр.
Частные дошкольные образовательные учреждения - детские сады в современной России успешно зарекомендовали себя на рынке воспитательно-образовательных услуг как конкурентно способные и максимально эффективные. Эта начальная ступень в образовании, а именно, дошкольное детство так продуктивно развивается и успешно заявляет о себе говоря, о том, что современное общество стратегически заинтересовано в будущем своей страны.
Психолог НОУ ДЦ «Акварель» Коврижкина Е.Н.