Учимся рассказывать

Для развития связной монологической речи, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Нужно начинать со знакомых сказок с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом у малыша вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Таким образом, мы готовим  малыша к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Малышу четвертого года жизни уже не трудно почти дословно запомнить тексты народных сказок, усвоить последовательность действий.

                Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.." А какие замечательные помощники  для пересказа – персонажи пальчикового и кукольного театра, любимые мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

              После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

.              Постепенно дети подготавливаются и к рассказыванию по картине. Сначала они овладевают умением  правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем самостоятельно свободно и полно высказываться по содержанию картины.

             Очень любят малыши рассматривать игрушки. Используем это для формирования самостоятельного высказывания. Сначала  предлагаем малышу внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Пятилетним детям можно предложить сравнить две игрушки, например, описать и сравнить кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следить, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

               Овладев описанием отдельных игрушек, можно перейти  к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите малышу несколько игрушек, позволяющих наметить простую, сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослому можно для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И пусть вас не настораживает, если малыш сначала просто повторит  ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно подводим малыша к составлению собственной истории про героев.

              Пятилетние малыши уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу. Малышу задаются вопросы: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

                  Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

                                                     Желаем успехов!

Материал подготовила

учитель-логопед 1 к.к. ЧДОУ ДС «Акварель»

Дрожжина О.В.

Запишитесь на экскурсию